7 ошибок SEO специалиста
Не всегда идея взять в штат СЕО специалиста является разумной. Разумеется, в большинстве случаев причина данного решения – желание сэкономить. Однако нормальный специалист не пойдёт за зарплату в 20-40 тысяч. Но если нанимать профессионала за сумму от 60 000 до 100 000 рублей и выше, то даже такой мастер будет проигрывать студии. Причина данной ситуации в том, что основой всех недостатков штатного СЕО специалиста является то, что он работает не в команде. Отсюда вытекает ограниченность деньгами, временем, опытом и возможностями. СЕО студии, наоборот, обладают достаточными ресурсами, но гораздо важнее, что люди в команде дают качественное улучшение работы, нежели простая сумма труда всех сотрудников.
Случай из практики
Часто к нам обращаются клиенты, у которых поработали штатные SEO специалисты. В итоге они тратят кучу денег, а сайт болтается в районе топ 50-100. Зарплата у штатного сотрудника обычно около 40 000 рублей. За год фирма тратит 480 000 на его содержание, плюс на закупку некачественных ссылок через биржу и третьи руки, что составляет ещё 60 000 рублей. Итого типичные годовые затраты компании – от 540 000 рублей.
Если бы такие фирмы сразу обращались в студию, то через 3 месяца сайт попал бы в топ 10 и затраты бы составляли 30 000 рублей в месяц на оплату за работу студии. И это были бы все затраты, другие статьи расхода отсутствуют. Так что в итоге траты за год составили бы 360 000 рублей. Что означает экономию 180 000 рублей и плюс результат.
Например, недавно к нам обратилась компания, у которой поработал штатный СЕО специалист. В итоге на сайте было обнаружено 120 технических и 64 СЕО ошибок. Это ужасно! Кажется, что он нарушил все существующие правила.
Какие ошибки он допустил и не исправил после разработки сайта:
- не было карты сайта – sitemap.xml;
- отсутствовал файл robots.txt;
- не на всех страницах прописал мета-теги правильно. Видимо думал, что раз в контактах их указал, то и так сойдет;
- неуникальные тексты на посадочных страницах. Более того вместо нормального продающего текста там была написана полнейшая чушь;
- не подумал о проработке посадочных страниц, чтобы они лучше продавали товар;
- не добавил сайт в справочник Яндекса;
- не присвоил порталу регион;
- владелец сайта хотел продвигать сайт по определенным городам, областям, а он раскручивал по всей России (это в корне неправильно);
- отсутствовали заголовки H1;
- переоптимизированые посадочные страницы;
- переоптимизированны мета-теги description.
Ниже рассмотрены 7 ошибок штатного SEO специалиста, которые приводят к таким печальным последствиям в работе.
Качество работы, опыт и квалификация
Вообще штатный СЕО специалист может подходить к делу профессионально. В частности, одним из его достоинств является то, что он полностью может посвятить себя одной конкретной нише и изучить её вдоль и поперёк. Он может уделить время деталям, общению с торговыми представителями компании, инженерами, которые разработали товар.
Но все эти плюсы сталкиваются с первым ужасным минусом, который из 7 ошибок СЕО специалиста самый опасный, – его опыт ограничивается одним проектом. В результате сотрудник налаживает контакт с нишей товара или услуги фирмы, но при этом начинает проседать в собственной сфере знаний.
В отличие от штатного сотрудника студии могут:
- отправлять своих работников на конференции, проводить для них обучение;
- контролировать их квалификацию;
- сотрудники внутри фирмы обмениваются опытом, так что их компетенция возрастает ещё быстрее;
- студия ведёт несоизмеримо больше проектов, что в итоге сказывается на опыте всех работников.
Наконец, не только штатный сотрудник уделяет время на тщательное знакомство с нишей, но это также может сделать и агентство. В итоге один главным недостатком наёмного работника становится низкая квалификация, которая губит все остальные плюсы.
Скорость, объём и комплекс работ
Штатный сотрудник за счёт большей концентрации на одном проекте может быстрее реагировать на какие-то мелкие изменения, но само выполнение работы занимает у него несоизмеримо больше времени. Сеошник ограничен своей областью знания. Если требуются копирайтеры, дизайнеры, маркетологи, то всех нужно набирать на стороне. А это потеря времени и средств.
Например, обнаруживается, что нужно создать новую группу товаров, статьи под них (с оптимизацией и продвижением). Штатный СЕО специалист может быстрее начать изучать товар, составлять план по сбору ключей и раскрутке. Однако агентство, как только начнёт этим заниматься вплотную, легко обгонит его за счёт большего количества сотрудников и ресурсов.
В отличие от штатного одиночного работника команда из агентства решает большинство проблем гораздо быстрее (кроме совсем уж каких-то мелочей). Фирма всегда предлагает комплекс услуг, куда входит не только продвижение сайта студией, но и техподдержка, интернет-маркетинг и многое другое. И наконец, агентство может выполнять по-настоящему большие объёмы работы.
Сервисы и программы
Труд СЕО специалиста тесно связан с использованием программ, которые автоматизируют и ускоряют сбор, анализ и манипуляцию с данными. Чем профессиональнее софт, тем качественнее работа сотрудника. Нужно понимать, что без этих инструментов специалист как без рук.
Явным недостатком штатного специалиста является то, что большая часть платного софта ему недоступна. Просто потому, что это дорого. Не каждый предприниматель готов оплачивать все необходимые приложения, которые нужны сотруднику, ведь общая их стоимость нередко превышает зарплату работника в 1,5-2 раза.
Например, наша компания из платных программ использует:
- Ahrefs;
- Semrush;
- Serpstat;
- JetOctopus;
- Seranking;
- Key Collector;
- и многое другое.
Штатный сеошник может получить лишь дешёвые стартовые пакеты этих программ с урезанным функционалом. В итоге работа занимает больше времени, а результат часто хуже.
Критические ситуации
Они бывают редко, но всё же случаются с каждым, поэтому нельзя надеяться на то, что пронесёт. Рано или поздно это случится. Например, к внештатной критической ситуации можно отнести изменение поисковыми роботами алгоритма поиска, в результате чего те сайты, которые система раньше «любила», попадают под фильтры и банятся.
Разумеется, это не означает, что штатный сеошник обязательно запаникует и не поймёт в чём дело. Если он профессионал, то разберётся. Однако это слабо поможет, ведь недостаточно узнать причину, нужно ещё ликвидировать проблему. А как быстро в одиночку исправить 1000 страниц сайта, чтобы они все соответствовали новым правилам поисковых систем? Никак.
В отличие от работника-одиночки у агентства есть достаточные людские ресурсы для таких мероприятий. Наконец, студия имеет денежные капиталы, с помощью которых в крайних случаях (когда всё совсем плохо) можно нанять специалистов на стороне. Конечно, фирма из-за этого понесёт убытки, но имидж в данном случае дороже.
Ответственность за результат
Если говорить о штатном сотруднике, то здесь многое зависит от его личных качеств, профессионализма и контроля со стороны руководства. Человек может быть грамотным и сознательным, с трепетом относиться к своей работе и отдаваться на 100%. А может быть лентяем, заставить которого нормально работать можно только из-под палки.
В случае с агентством всё гораздо лучше. Разумеется, могут попасться фирмы-однодневки и любительские горе-организации. Но если компания, куда вы обратились, хорошая, то ваши интересы будут защищены контрактом, где будет указано, какой результат к какому времени вы получите. Это даёт гарантии успеха.
Стабильность работы
К этому пункту относится не только соблюдение дедлайнов, но также продолжительность сотрудничества. Так как реальные успехи проекта при продвижении в интернете нередко наблюдаются лишь через длительное время работы, то долгосрочная стабильность крайне важна.
Сразу становится видно, что штатный сотрудник не может дать 100% гарантии. Необходимые отпуска, незапланированные отъезды, неожиданные болезни – всё это может затормозить развитие проекта на некоторое время. Разумеется, к таким «застоям» поисковые системы относятся крайне негативно.
В отличие от штатного сотрудника агентство гораздо слабее зависит от самочувствия и положения отдельного работника. При необходимости компания перераспределит задачи или найдёт другого исполнителя. Увольнения, отпуска или болезни специалиста вы даже не заметите.
Контроль и отчётность
Последний минус из 7 ошибок SEO специалиста состоит в том, что его трудно контролировать. Не нужно обманываться тем, что человек под рукой, может показать цифры по первому требованию, его всегда видно, чем он занят. Ведь это является плюсом, только когда вы разбираетесь в этих отчётах. В противном случае цифры так и остаются непонятными символами.
Контроль и отчётность при сотрудничестве с агентством выглядит иначе. Их периодичность прописана в договоре, где указываются сроки, размеры работ и стоимость. При требовании заказчика фирма может представить промежуточные отчёты.
Стоимость и налоги
Кажется, что здесь преимущество должно быть за штатным сотрудником. Ведь содержать одного человека проще, чем целую команду, плюс переплачивать за прибыль для другой фирмы. Но здесь нужно присмотреться к стоимости внимательней.
Но на самом деле даже при минимальной ставке в 15-20 тысяч рублей вложения в штатного сотрудника оказываются невыгодными. Во-первых, зарплату 15000-20000 нужно увеличить на 22% (налоги). Во-вторых, к этой сумме надо добавить ежемесячную аренду платных программ и сервисов (минимум 10, а лучше 15-20 тысяч). В-третьих, покупка ссылок будет считаться отдельно, а это ещё 5000-10000 рублей ежемесячно.
Вот и получается, что затраты на продвижение обходятся в месяц гораздо дороже, чем оплата самого сотрудника. Разумеется, так как затраты минимальные, то и квалификация специалиста будет соответствующей. Что в итоге выльется в медленном росте, проблемы с индексацией и в некоторых случаях к бану сайта.
Если в таком разрезе сравнивать штатного сотрудника со студией, то обнаружится, что оплачивать услуги агентства в итоге дешевле. Во-первых, самые популярные средние тарифы как раз стоят столько, сколько нужно платить ежемесячно СЕО специалисту, в худшем случае они всего лишь чуть-чуть дороже. Во-вторых, тарифная сетка достаточно гибкая, так что маленькие фирмы смогут найти для себя дешёвый комплекс услуг, который им поможет. В-третьих, практически за те же деньги вы получаете гораздо более быстрый результат, а значит, более высокую рентабельность.
Сделаем вывод
Из перечисленных выше параметров становится ясно, что штатный СЕО специалист – это не самое лучшее решение. Если уж нанимать сотрудника, то не одного, а целый отдел, где будут работать все необходимые профессионалы, включая разбирающегося в вопросе руководителя. Но это слишком дорого и подходит лишь для очень крупных компаний.
Во всех остальных случаях лучше заключить договор на продвижение с агентством. Студия имеет массу преимуществ по качеству, скорости, ответственности, комплексу услуг. При этом стоимость работы не превышает затрат на штатного сотрудника и самостоятельное продвижение. Но самое главное – агентство даёт гарантии на нужный результат.