Стоит ли бояться нового алгоритма от Google?
После внедрения нового алгоритма BERT очень многие владельцы сайтов и оптимизаторы стали жаловаться на резкое падение трафика. В половине случаев никаких изменений не произошло или чувствуется лишь небольшое уменьшение на 20-30%. У другой же половины падение посещаемости достигает 70-80% и даже 100%.
Весь этот шторм пока происходит на англоязычном сегменте. Но и в отечественном секторе начинаются серьёзные изменения.
По заверениям менеджеров Google, новая программа повлияет, в первую очередь, на длинные запросы со сложным контекстом и зависимостью слов друг от друга. Сегодня информации хватает, чтобы оценить размер опасности для каждого сайта и составить список действий для ликвидации угрозы. В данной статье имеются все необходимые рекомендации и даже больше.
Что такое BERT
Аббревиатура BERT расшифровывается как «bidirectional encoder representations from transformers», которая переводится как «двунаправленные раскодирующие представления от трансформаторов». Данный алгоритм создан с использованием нейронных сетей, которые помогают анализировать текст и понимать его смысл.
Такая программа потребовалась Google для улучшения оценки контекста в поисковых запросах. Используя алгоритм BERT, можно анализировать естественный язык, что помогает отвечать на вопросы, которые сформулированы в произвольном виде, а также создавать реалистичных ботов, гораздо лучше переводить текст.
Что это означает на практике? Поисковые системы теперь лучше распознавать омонимы – слова, имеющие одинаковое написание, но разный смысл в зависимости от контекста. Поэтому теперь Google стал быстрее понимать, что требуется пользователю.
Надо учитывать, что алгоритм BERT имеет открытый исходный код. Следовательно, любой может применять его для обучения своих программ обработки текста и для иных задач.
Однако надо понимать, что BERT сейчас работает преимущественно с английским. И только со временем будет включать другие языки. Поэтому на русскоязычном сегменте интернета пока не чувствуется огромных изменений.
Как он работает?
Ранее приложения от Google уже умели анализировать естественные фразы с использованием современного алгоритма «Колибри». Однако оставались серьёзные проблемы.
1. Система не распознавала слова-омонимы. Например, если вводился запрос «как изготовить косу», то появлялись строго причёски, и не было никаких страниц о дачном инструменте. Даже когда добавлялось уточнение «как изготовить косу для сада», то Google лишь выдавал причёски для детского утренника в садике.
2. Поисковая система испытывала трудности при использовании предлогов. Например, в английском языке наиболее часто проблемы возникали с for и to, а в русском – с «без». В частности, при введении «как парковать автомобиль на дороге без бордюра» поисковая система выдаст всё о бордюрах (когда можно заехать на него, что будет за нарушение правил), но только не даст ответа на искомый вопрос.
На сегодня обе проблемы успешно решены в англоязычном сегменте и заметны улучшения в русскоязычном секторе:
1. Теперь система распознаёт омонимы. В примере выше под косой система Google понимает прически, в случае если речь идёт о том, что надо «сделать», а садовый инструмент, в ситуации, когда пользователь вводит слово «изготовить».
2. Наконец, Google стал различать предлоги и давать более точный ответ на поставленный вопрос. Значительного улучшения удалось добиться в англоязычном секторе. На отечественном сегменте тоже есть подвижки, поисковая система научилась понимать контекст фраз, где есть предлоги «без», «ли» и другие.
Благодаря этому BERT лучше понимает контекст целой фразы, а не отдельных слов.
Однако надо понимать, что такой алгоритм имеет значение только при распознавании длинных фраз со сложной зависимостью слов. Поэтому он применяется только в 10% случаев, когда надо проанализировать низкочастотные запросы.
История появления и внедрения BERT
Компания Google уже долгое время трудилась над разработкой программы, которая будет понимать нормальный человеческий язык.
Официально BERT начал формироваться в 2017 году. Тогда отдел Google AI погрузился в работу над приложением Transformers, где для анализа смысла естественного языка использовались новые модели нейронной сети.
Отправленный человеком запрос обрабатывается не как сумма отдельных слов, а как цельная фраза, имеющая различную зависимость понятий друг от друга.
Осенью 2018 года Google впервые анонсировал программу анализа естественного языка. Начался период тренировки BERT, когда пользователи отправляли множество запросов, на которых тренировались нейронные сети алгоритма.
Новая программа была такой мощной, что ей не хватило ресурсов для нормальной работы. В итоге компании пришлось создавать новый кластер серверов, подсоединять его через облако и применять технологию Cloud TPU.
Использует ли Google свой алгоритм BERT для всех поисковых запросов?
Нет. Программа BERT применяется для десятой части поисковых запросов на американском языке. Если конкретней, то BERT станут употреблять для крупных длинных запросов, которые используются в обычном разговоре, где предлоги играют первостепенную роль. Для ключей с популярными наименованиями или коротких фраз алгоритм BERT применяться не будет.
В чем отличие BERT от RankBrain?
BERT и RankBrain — это совершенно разные продукты, которые отвечают за две несвязанные задачи. Вторая модель функционирует независимо от других алгоритмов и применяется для проверки результатов поисковой выдачи, которую делают другие программы. RankBrain анализирует запрос и подбирает подобные запросы, которые отправлялись в прошлом. А потом сверяет текущую выдачу с предыдущими результатами и вносит изменения. Он оценивает как запросы, так и контент из индекса Google.
Кроме того, RankBrain расшифровывает смысл запроса, что позволяет подобрать правильный контент, который не включает в себя указанных ключей. Например, при запросе «самое знаменитое сооружение Парижа» Google выдаст именно Эйфелеву башню, хотя никаких синонимов не фигурирует во фразе.
BERT функционирует по другим законам. Он анализирует текст до и после каждого ключа в запросе, что позволяет уяснить контекст и смысл фразы. Алгоритм BERT используется самостоятельно или одновременно с RankBrain, а также с иными программами. Кроме того, он может не употребляться вообще в зависимости от различных факторов.
Голосовой ввод
Компания Google активно развивает это направление, так как голосовой набор значительно упрощают поиск со смартфонов и планшетов (а они составляют до 50-70% трафика). Поэтому имеется потребность в качественной их работе. В последнее время фирма выделила рекордное количество ресурсов для улучшения функционирования этих алгоритмов.
Так как Google и не думает снижать обороты в данном направлении, то грамотному SEO-специалисту необходимо принять, что связь между BERT и Voice Seach будет только возрастать. Новая программа обладает необходимым инструментарием, чтобы отыскать максимально релевантную страницу для голосового запроса. Поэтому СЕО-специалистам необходимо постараться для оптимизации порталов под голосовой поиск.
Как BERT повлияет на выдачу?
На самом деле внедрение BERT не так уж и страшно, так как имеется пара положительных моментов.
Во-первых, BERT не занимается ранжированием страниц, а потому не отвечает за бан ресурсов. Новый алгоритм занимается исключительно поисковыми запросами. Возможно лишь падение трафика, что неприятно, но куда безопаснее. Поэтому алгоритм хорошо послужит всем без исключения, к нему надо лишь приспособиться.
С помощью BERT можно получить целевой трафик с микро- и низкочастотных запросов за счет качественного распознавания больших и сложных фраз. На портал больше не станут приходить случайные посетители, отчего конверсия поднимется.
Во-вторых, программа BERT уже обрабатывает русский язык. Для этого приложение тестировали с 9 декабря 2019 года в отечественном сегменте интернета. Так что с момента появления алгоритма прошло довольно много времени, чтобы подвести итоги.
В первую очередь, BERT изменит отношение поисковиков к контенту веб-ресурса. А это значит, что у многих порталов определённых тематик исчезнет потребность в публикации нечитаемых излишне оптимизированных статей, которые ранее были бы рассчитаны исключительно на поискового робота, а не людей. Объёмы статей, скорее всего, уменьшать не придётся. Приоритет вознаграждения больших статей остаётся прежним.
При этом значимость плотности ключей упадёт ещё сильнее. Но вот разнообразие LSI слов потребуется увеличить настолько, что проще ориентироваться на создание естественного текста, с минимальным учётом требований СЕО.
Однако надо понимать, что, несмотря на серьёзные изменения, революции не произошло. Поиск от Google и ранее учитывал качество текста, просто сейчас он стал это делать лучше. Для сравнения, внедрение алгоритма Panda произвело гораздо больший эффект и заставило владельцев сайтов и оптимизаторов кардинально сменить своё отношение к SEO продвижению сайта.
Намного важнее то, что теперь стало легче продвигать страницы со сложными низкочастотными запросами, что является положительной новостью. Если ранее были какие-то проблемы из-за особенностей вашего узкого сегмента, уникальной темы, то теперь продвигать сайт станет намного проще. При условии, что контент портала будет ценным.
Как продвигать сайты с алгоритмом Берт
Интересно, что в Google утверждают, что подстраивать тексты под новую программу не надо. Алгоритм BERT сделан для лучшего анализа поисковых запросов и смысла статей. Поэтому подстраивать свои тексты теперь надо под пользователя, повышая их релевантность и качество.
Главный совет от разработчиков состоит в том, чтобы повышать естественность:
- устранять искусственно внедрённые ключи (которые читаются с трудом);
- статья должна точно соответствовать теме запроса;
- текст полностью закрывает вопрос, при этом информация преподносится без воды.
Всегда помните о двух моментах:
1. Алгоритм BERT создан для анализа низкочастотных запросов. Так что изменения коснулись именно их. Оценка средне- и высокочастотных фраз осталась без изменений.
2. Программа BERT работает, в первую очередь, с информационными запросами, лишь отчасти – с коммерческими фразами.
Основная рекомендация – исключить длинный список больших ключей с точным вхождением.
Для улучшения качества текста полезно:
- писать в разговорном стиле, без жаргонизмов и канцелярита;
- разбивать текст на короткие абзацы, на каждые 1000-1500 символов добавлять подзаголовок;
- информация, которая может предоставляться в виде списков или таблиц, должна оформляться именно таким способом;
- использовать различные выделения: жирным шрифтом, цветом, курсивом, подчёркиванием.
- разбавлять статью картинками, информационной графикой;
- значительно повышает эффективность добавление роликов и аудио.
Если у страницы резко падает трафик, то нужно проанализировать текст на естественность и информативность. Имеет смысл снизить количество ключей, сделать их вхождения более натуральными. Особенно надо повышать число полезной информации в статье, уменьшать воду, удаляя все вводные слова, лишние наречия и прилагательные.
Кроме того, следует усиливать экспертность статьи. Огромное количество порталов пострадало из-за того, что все они были однотипными. Особенно такое нельзя допускать в узконаправленных темах, где требуется мнение серьёзного специалиста (программирование, медицина, юриспруденция). Обязательно надо указывать автора. Помните, что Google отслеживает авторство, так что если ваш специалист публикуется в научных изданиях или на профессиональных форумах, то рейтинг статьи значительно возрастёт.
Заключение
При улучшении портала для быстрого продвижения в поисковике Google нужно помнить, что программа была внесена не для устранения из выдачи некоторых сайтов. Приложение создано, чтобы поисковый робот предлагал человеку максимально релевантные страницы. Менеджеры Google утверждают, что для эффективного ранжирования по ключам, владельцу сайта надо улучшать контент, делая его более информативным и полезным.